Древесиноведение — третья часть

Древесиноведение — третья часть

…в продолжение статьи Древесиноведение (Читать статью с начала)

Если привнесённый элемент в новом памятнике оказывается недогружен по сравнению со старым местом работы, то его эластическая деформация начинает уменьшаться, а диаметр бревна — увеличиваться, что приводит к выдавливанию брёвен основы памятника. В случае перегрузки элемента картина обратная. Эластическая деформация увеличивается, диаметр бревна уменьшается, и основа памятника выдавливает привнесённый элемент. В практике реставрации подобные  случаи не редкость.

Как же устранить эту неприятность? Ориентировочный расчёт показывает, что для устранения эластических деформаций  бревна естественным путём потребуется 4-6 лет. Понятно, что ждать столько времени реставраторы не будут. Но оказывается, что эти деформации можно устранить нагреванием, вот только режимы этого нагревания (температура и длительность нагрева) неизвестны, работа в этом направлении нигде не проводилась.

Следует отметить, что при замене в памятнике старого элемента на современную древесину её диаметр из-за интенсивной усадки уменьшается, и в конструкции либо образуются щели, либо подлинные элементы (соседи новой древесины) получают степень свободы, увеличивают свой диаметр и отторгают «чужака», либо возникает крен памятника.

Таким образом, отработка технологии устранения эластических деформаций – насущная задача реставрации.

Одна из самых больших проблем реставрации деревянных памятников – это подбор равноценного материала при восполнении утрат. То, что для этого необходима старая древесина, понятно, но любая ли старая древесина для этого годится?

 

Изменение плотности древесины сосны во времени

Рис. 1 (повторно, оригинал в части 1)

Представьте себе, глядя на рис.1, что древесина вашего памятника находится на восходящей ветви синусоиды, а материал для замен – на нисходящей. Пусть и та, и другая древесина имеют одинаковую плотность, т.е. материал для замен подобран как будто равноценный. Однако, всё дело в том, что свойства древесины на восходящей ветви растут, а на нисходящей – уменьшаются. Это означает, что через несколько лет свойства основы памятника и материала для замены станут сильно отличаться, в частности коэффициентами усушки и разбухания, а к чему это приводит, выше мы уже видели.

Как же подбирать древесину для замен? Очень просто. Чтобы памятник был отреставрирован равноценным материалом, старую древесину нужно  брать моложе основы на 200 лет (для хвойных пород), на соседней  восходящей ветви. В этом случае все изменения этих разных по возрасту материалов будут проходить синхронно, и все негативные моменты будут сняты.

И снова возникает вопрос, а где же взять такую древесину?

Либо из других памятников, не забывая её нагреть для снятия эластических напряжений, либо разрабатывать методы искусственного старения древесины.

О необходимости разработки этих методов автор говорит уже с 1979 года. В результате решения  задачи должна быть разработана методика получения древесины, равноценной по свойствам старой древесине разного возраста.

Задача может быть решена в три этапа.

Первый этап – разработка методов старения древесины для ускоренного созревания коньячных спиртов. Здесь требуется состарить стружку или небольшие деревянные кубики. Для такой задачи не требуется специального помещения и оборудования.

На втором этапе предполагается решить эту задачу для древесины музыкальных инструментов, что потребует уже специального оборудования и некоторой производственной площади, т.к. габариты используемого материала значительно больше.

Третий этап – разработка методики старения для больших сортиментов – брёвен. Этот этап потребует большой производственной площади и специального оборудования. Дело в том, что длина бревна средних размеров –6 метров. При диаметре в25 см, его вес составит около тонны. Следовательно, для того, чтобы внести бревно в автоклав, потребуется помещение, оборудованное грузоподъёмными механизмами, и длиной не менее15 метров,

Разумеется, должен быть небольшой штат сотрудников и финансирование.

В случае успешного решения задачи состаренную древесину можно будет продавать потребителям: производителям коньяков, мастерам музыкальных инструментов и реставраторам.

Задача ускоренного старения древесины, впрочем, как и большинство изложенных, очень сложна. Для решения этих задач требуется совместная работы физиков, химиков и древесиноведов. Работа осложняется ещё и тем, что в силу природной изменчивости древесины, результат исследований может быть надёжным только при обработке большого массива данных, т.е. при большом статистическом материале. Именно в силу этих причин подобного рода работы, как правило, ведутся в отраслевых НИИ, где собраны специалисты разных профилей и имеется соответствующая аппаратура. Увы, к НИИ реставрации это не относится, т.к. институт ГосНИИР давно превращён в производственную реставрационную мастерскую.

Примерно 3 года назад по центральному телевидению прошла передача, в которой с пафосом рассказывали, как сотрудник НИИ реставрации, реставратор металлов решал «научную задачу»: в течение 10 лет вручную счищал ржавчину с деталей колыбели Александра III.

И о такой «науке» люди не стыдятся говорить на весь мир!

За рубежом для очистки ржавчины давно применяют лазер, который сокращает время очистки как минимум, в 10 раз.

Есть ещё одна задача чрезвычайной сложности. Это датирование деревянных предметов археологии.

Когда разрабатывалась методика неразрушающего датирования древесины, предметы археологии были исключены из рассмотрения из-за трудно учитываемых факторов воздействия на них внешней среды: кислотной или щелочной почвы, микроорганизмов, грунтовых вод, блуждающих токов и т.п. Поэтому датирование такого материала должно базироваться на поиске свойств или компонентов, зависящих лишь от возраста.

Поиски в этом направлении уже идут, получены некоторые интересные данные, хотя о решении задачи говорить ещё рано.

Разработанные методы датирования древесины позволяют решить ещё одну задачу, против которой выступают многие искусствоведы,– оценивать  их рейтинг, т.е. разработать тест, позволяющий определить степень  профессиональной пригодности специалистов и в соответствии с результатами тестирования выплачивать им зарплату. Кстати, за рубежом такая практика имеет место.

При незначительной доработке методики можно легко внедрить её в жизнь, но на это потребуется высочайшее соизволение, которое вряд ли будет получено, потому что в высших сферах руководства реставрацией доминируют гуманитарии.

Часто можно слышать от архитекторов, что для того, чтобы узнать, есть ли  гнили и разрушения в чашках сруба, необходимо его либо перебрать, либо вывесить на домкратах. Однако имеются приборы – эхо -дефектоскопы, которые позволяют увидеть на экране размер, форму и местоположение дефекта. Мы намерены воспользоваться таким прибором на реальных объектах.

Длительность защиты древесины с помощью антисептиков зависит в первую очередь от глубины пропитки. Увеличение глубины зависит от свойств самой древесины и свойств антисептика, однако в таком направлении исследования не проводились.

Предполагается, определив поверхностное натяжение раствора антисептика и древесины, оценить, какие комбинации этих показателей приводят к увеличению глубины пропитки, с тем, чтобы в дальнейшем пользоваться этим на практике, тем более, что приборы для этого просты и миниатюрны.

Здесь сформулированы основные проблемы древесиноведения в реставрации, ждущие своего решения для использования в практике. Где же решать эти проблемы?

В связи с тем, что НИИ реставрации полностью не отвечает своему названию, отрасль совершенно не озабочена подготовкой научных кадров (не искусствоведов) и науки в реставрации нет вообще, наиболее приемлемым вариантом является создание лабораторий в структуре «Росреставрации», поскольку эта организация имеет 30 отделений в разных регионах страны и в данном случае можно обеспечить широкий круг специалистов перспективными идеями, их разработкой и внедрением.

 

1 комментарий Древесиноведение — третья часть

Логин

Партнеры

Реставрация антикварной мебели


Реставрация антикварной мебели


Гид Моя дорогая мебель поможет Вам сориентироваться на рынке современной и антикварной мебели.

НПП "Раритетъ"