Древесиноведение — вторая часть

Древесиноведение — вторая часть

…в продолжение статьи Древесиноведение

Таким образом, оказывается, что в течение 100 лет помощь памятнику не нужна, необходимо только следить, чтобы  кровля не протекала, электропроводка была в хорошем состоянии и обеспечивалась хорошая вентиляция, т.е. чтобы за памятником был обеспечен уход и охрана. Зато в следующем столетии, когда свойства древесины минимальны, памятнику потребуется защита от насекомых и огня, т.е. реставрация при таком подходе становится планомерной.

Полученные закономерности открывают возможность прогнозирования сроков службы памятников, а знание свойств их древесины позволит не распылять силы и средства, а сконцентрироваться  только на объектах, находящихся в опасности.

Лет 20 назад автору предложили определить очерёдность реставрации памятников Архангельской области, но тогда для этого не было никаких данных и от предложения пришлось отказаться. Сейчас такая задача вполне разрешима и при поступлении предложений она будет осуществлена.

В решении указанных задач, помимо реставраторов, архитекторов и искусствоведов должны быть крайне заинтересованы сотрудники МЧС. Для них появляется возможность прогнозировать пожароопасность построек и заранее направлять усилия на ликвидацию возможных последствий.

Поскольку поражения древесины насекомыми происходят только при минимальных свойствах материала,  возникает вопрос, почему?

Дело в том, что когда древесина имеет максимальные характеристики, в ней интенсивно происходит разрушение материала под воздействием имеющихся в древесине кислот и влаги (процесс гидролиза). В этот период концентрация кислот максимальна и заселение такого материала для насекомых весьма некомфортно. Когда же свойства древесины снижаются, интенсивность гидролиза падает, кислоты в виде паров с водой выходят из неё,  условия заселения значительно улучшаются. Вот почему поражения на древесине появляются лишь в определённые периоды и подсказывают ориентировочную дату постройки.

Очень важную роль в древесине играют усушка и разбухание – показатели, характеризующие  уменьшение или увеличение  габаритов материала  при изменении его влажности. Эти показатели у современной и старой древесины различны и поэтому при замене разрушенных элементов на современную древесину основа памятника и привнесённый элемент будут при изменении влажности по-разному менять свои размеры. Вследствие этого в памятнике появятся дополнительные напряжения и деформации, которые при длительном воздействии приводят к разрушениям. Следовательно, использование современной древесины при реставрации памятников нежелательно, т.е. старая и современная древесина несовместимы.

Этот тезис оспаривается некоторыми архитекторами, утверждающими, что некоторые памятники имеют вставки из современной древесины, и  они не влияют на  состояние сооружений.

Разрешить этот спор может только исследовательская работа, в которой будут учтены возраст древесины, конструктивные особенности памятника, величины нагрузки, усушка,  разбухание и т.д. Может оказаться, что при простой конструкции и небольших нагрузках использование современной древесины допустимо, но для этого должны быть чётко сформулированы граничные условия такого использования. Например, в такой – то конструкции при  нагрузке не выше какого-то предела использование современной древесины допустимо. Пока такая работа никем не проводилась, и поэтому все мнения по данному вопросу – спорны.

Есть ещё  показатель, по которому старая и современная древесина несовместимы. Этот показатель — усадка. Как и усушка, она характеризует уменьшение габаритов древесины, но усушка связана с уменьшением влаги в древесине, а усадка – с изменением её химического состава.

Те, кто когда-нибудь стелил полы даже из хорошо просушенной современной древесины, знает, что через год-полтора после настилки в полах появляются щели и при новом их сплачивании приходится вставлять, как  минимум, одну дополнительную доску. Вот это и есть проявление усадки.

Усадка во времени изменяется по гиперболическому закону (рис.2), сначала очень интенсивно (как в нашем примере), затем – всё медленнее. Это значит, что если бы мы стелили полы из длительно выдержанной древесины, никаких щелей бы не было. Но это и одновременно означает, что замена в памятнике старых элементов на современную древесину приведёт к интенсивной усадке современной древесины со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Изменение усадки во времени Рис. 2

Изменение усадки во времени

 

Авторам проекта реставрации Преображенской церкви в Кижах эти данные были сообщены, но они их проигнорировали и ставят на место разрушенных старых элементов современную древесину. Следовательно, деньги на следующую серьёзную реставрацию Преображенской церкви нужно готовить уже сейчас, т.к. вопрос будущих неприятностей – это только вопрос времени, а ответственности за свои решения, приводящие к безмерным и бессмысленным тратам бюджетных средств, никто в культуре не несёт.

Иногда, зная, что реставрацию памятника надо проводить старой древесиной, материал из одного памятника переносят в другой. Чтобы понять, что происходит при таком переносе, рассмотрим схему развития деформаций во времени (Рис.3)

 

Схема развития деформаций во времени

Рис.3

Схема развития деформаций во времени

При строительстве памятника и увеличении нагрузки мгновенно возникает упругая деформация   έупр. (участок 1). Когда памятник уже собран и нагрузка не растёт, деформирование продолжается во времени за счёт έэл.(участок 2). Это эластическая деформация.

Когда памятник разбирают, έупр(участок 3)мгновенно возвращается  в исходное положение, аέэл (участок 4) будет исчезать постепенно во времени, так же, как и нарастала. Именно  постепенное изменение эластических деформаций и приводит к неприятностям. (Участок 5-остаточная деформация, не рассматривается).

Так вот, если привнесённый элемент в новом памятнике оказывается недогружен по сравнению со старым местом работы, то его эластическая деформация начинает уменьшаться, а диаметр бревна — увеличиваться, что приводит к выдавливанию брёвен основы памятника. В случае перегрузки элемента картина обратная. Эластическая деформация увеличивается, диаметр бревна уменьшается, и основа памятника выдавливает привнесённый элемент. В практике реставрации подобные  случаи не редкость.

Как же устранить эту неприятность? Читать далее

Комментарии закрыты.

Логин

Партнеры

Реставрация антикварной мебели


Реставрация антикварной мебели


Гид Моя дорогая мебель поможет Вам сориентироваться на рынке современной и антикварной мебели.

НПП "Раритетъ"