Методы сохранения памятников деревянного зодчества в Российской Федерации.

Методы сохранения памятников деревянного зодчества в Российской Федерации.

Деревянное зодчество России является значительной частью культурного мирового достояния. По количеству сохранившихся памятников она занимает одно из первых мест.

Сохранение памятников деревянного зодчества осложняется тем, что древесина имеет биологический срок жизни и конструктивной прочности. Значительное количество памятников России расположено в труднодоступных населенных пунктах, где из-за отсутствия рабочей силы и сети дорог, чрезвычайно сложно организовать реставрационные работы и обеспечить сохранность памятников. Учитывая это обстоятельство в 60-70-ых в России получили широкое распространение создание музеев под открытым небом, куда перевозили наиболее ценные памятники. В настоящее время в России функционирует более 25 музеев. Наиболее значительные среди них «Малые Корелы» Архангельской области, «Витославицы» Новгородской области, музей «Тальцы» Иркутской области, музей»Кижи» Республики Карелия, Костромской музей деревянного зодчества. Кроме сохранения памятников музеи являются хранителями плотничного мастерства. Созданные «Плотницкие центры» в музеях «Кижи» и в Кирилове дают возможность готовить кадры плотников- реставраторов, хотя этого крайне мало.
Для сохранения памятников на местах еще с 80-х годов ведутся противоаварийные работы ( ремонт кровель, замена сгнивших венцов и т.д.) Ярким примером таких работ может служить пример работ проводимых на памятниках Кенозерского национального парка в Архангельской области, где такие работы ведутся с 1986 года. Сначала работы велись силами студенческих отрядов под руководством квалифицированных архитекторов-реставраторов. В настоящее время работы продолжаются совместно со специалистами Норвегии с применением современной технологии лифтинга, позволяющей поднимать здание без разборки и с сохранением интерьера.
На современном уровне знаний мы не можем представить себе русскую народную культуру- духовную или материальную- иначе , как синтез культурных достижений деревни и города, как результат многовековой деятельности всего народа, горожан и сельских жителей.
Город, в целом, является типом населения более поздним, чем население сельское, частым случаем на Руси являлось возникновение города из сельского населения. Следовательно, дома рядового населения образующего города должны в большинстве своем иметь характерные черты , свойственные сельскому жилищу. Между тем, бурный процесс урбанизации сопровождающийся ростом городского населения и резким увеличением роли городов, заставляет нас с возрастающим вниманием относится к городским традициям, архитектурному наследию и утрате индивидуального облика.
Особой проблемой становятся объекты народной традиционной архитектуры из дерева, которые в основном являются жилым фондом и без постоянного ремонта приходят в ветхость. Сохранение индивидуального облика города в сочетании с современными требованиями инженерного обеспечения – сложно решаемая проблема. Создание городских скансенов тесно связано в России с проблемами нового строительства в старинных русских городах. Заповедные зоны созданные в Петрозаводске, Томске, Ульяновске не смогли остановить процесса сохранения деревянных построек. Единственным юридическим документом, спасающим от уничтожения рядовую и ценную застройку исторических городов остается на сегодня проект зон охраны памятников истории и культуры. Этот проект, после вступления в силу списка исторических городов и населенных мест России, обязаны иметь все перечисленные в этом списке населенные пункты.

 

Семенова И.Г.

Комментарии закрыты.